«Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского на 2014-19г.»

 

 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

«Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского на 2014-19г.» (далее – Программа)

Наименование ОО-разработчика

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Юридический адрес учреждения

361102, Кабардино-Балкарская Республика, Майский муниципальный район, село Новоивановское, улица Ленина, 173

Телефон

(86633) 44-3-43

Факс

44-3-34

Адрес сайта

www.novoivan.shkola.hc.ru

E-mail

mr-licey7@yandex.ru

Авторы Программы

Хиврич Е.В.- директор
Скабёлкина Г.В.- заместитель директора по УМР

Цель Программы

Обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Нормативно-правовые основы разработки
Программы

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Республиканская целевая программа «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2016 годы» (Постановление Правительства КБР №420-ПП от 23.12.2011г.)
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (Постановление Минздрава от 29.12.2010) с изменениями (Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.06.11г. №85)
- Устав МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»;
- Локальные акты Лицея

Сроки реализации

5 лет - 2014-2019 (уровень основного общего образования)

Программа
 рассмотрена
и принята

Решением педагогического совета
МОУ «Лицей №7 с. имени Шуры Козуб Новоивановского»
(протокол №1 от 28 августа 2014 года)

Программа утверждена

Решением управляющего совета МОУ «Лицей №7 с. имени Шуры Козуб Новоивановского»(протокол №1от29.08 2014)
Приказом директора МОУ «Лицей №7 с. имени Шуры Козуб Новоивановского» от _____ 2014 г. №__________

Порядок внесения изменений и дополнений

Изменения и дополнения вносятся в Программу в связи с изменениями нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского».
Решение о внесении тех или иных изменений и дополнений принимается педагогическим советом и утверждается Управляющим советом и приказом директора

Принятые
сокращения

Программа, ООП ООО–«Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского на 2014-19г.»;
Лицей – МОУ «Лицей №7 с. имени Шуры Козуб Новоивановского»;
- ОО – образовательная организация;
- УВП – учебно-воспитательный процесс
- ВШК – внутришкольный контроль
- ФГОС ООО, Стандарт – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» (далее - Программа)  - это нормативно-управленческий до­кумент, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского».
ООП ООО МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» является одним из основных норматив­ных документов, регламентирующих ее жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования и аккредитации.
Назначение Программы - мотивированное обоснование содержания образовательного процесса, выбора общеобразовательных программ и программ дополнительного образования на уровне основного общего образования.
Программа демонстрирует, как создается модель организации обучения, воспитания и развития школьников, какие новые педагогические технологии и формы обучения применяются в ра­боте с ними, как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности обучающихся, как повышается мотивация их образовательной деятельности.
ООП ООО МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
разработана с учетом потребностей обучающихся, их родителей, общественности и социума.
Школа открылась в 1906 году и считалась церковно - приходской четырёхлетней школой. В 1923 году реорганизовалась в Новоивановскую семилетнюю школу. В1934 году на её основе была организована Новоивановская средняя школа. С 1 марта 1944 года школе присвоено имя Шуры Козуб. С 1 сентября 1968 года школа перешла в новое здание. С 1999 года в школе введено начальное профессиональное обучение по 5 специальностям: тракторист категории BCEF; повар II разряда; облицовщик-плиточник II разряда; машинистка III класса. С 1 января 2001 года школа интегрирована с детским садом «Колокольчик» в единое образовательное учреждение – «Общеобразовательная средняя школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов с. Новоивановского».
В сентябре 2006 года школе был присвоен статус МОУ «Лицей № 7 с. Новоивановского». 15 января 2007 года постановлением главы администрации Майского района № 6 от 15.01.2007 года МОУ «Лицей № 7 с. Новоивановского» был переименован в МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
Звания, награды и поощрения МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»:
В 1999, 2002, 2003 годах школа становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года».
В 2004 году присвоено звание «Академическая школа», получен диплом «Школа высшей категории».
В 2005 году школа награждена дипломом «Школа XXI века».
В 2006 году школа стала победителем национального проекта «Образование», лауреатом Всероссийского конкурса «Школа высшей категории – 2006 года».
В 2006 году школа награждена грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия (за развитие сельскохозяйственной деятельности). В 2007 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа России-2007».
Программа обеспечивает соблюдение преемственности между уровнями общего образования: начального общего и основного общего образования, основного общего и среднего общего образования.
На начало 2014-2015 учебного года в Лицее
- всего обучающихся 1-11 классов – 324, из них:
-обучающихся 1-4 классов – 126;
- обучающихся 5-9 классов – 154;
- обучающихся 10-11 классов – 44;
- всего воспитанников – 150;
- итого обучающихся и воспитанников – 474.
МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»  позиционирует себя как открытую для населения с. Новоивановского  об­разовательную организацию, формирующую активную гражданскую позицию личности, осуществляющую образовательную и воспитательную функции на основе взаимной интеграции.
Система воспитательной работы МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»  осуществляется на основе взаимодействия Лицея, родителей и учителей. Проводится большая работа по созданию благоприятных условий для наиболее полного раскрытия спо­собностей каждого ребёнка без ограничений и привилегий.
Деятельность Лицея осуществляется в соответствии с Уставом МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» и локальными актами, регламентирующими функционирование различных образовательных структур на основе Закона об образовании и других норма­тивных государственных документов, регламентирующих деятельность об­разовательного учреждения.
Данная Программа адресована
- обучающимся и их родителям (законным представителям):для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Лицея, для определения сферы ответственности за достижение ре­зультатов школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
- педагогам: для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности, соот­ветствии с которым должны осуществлять учебный процесс;
- администрации: для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися Программы, для регулирования взаимоотношений и ответственности субъ­ектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родите­лей) за качество образования
- учредителю: для объективной оценки образовательных результатов деятельности Лицея, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов обра­зовательной деятельности Лицея.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования – обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» основной образо­вательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  1. формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенст­вование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Данная задача решается в Лицее посредством реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основ­ного общего образования;
  2. обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, социализации, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особен­ностями его развития и состояния здоровья;
  3. становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытно­сти, уникальности и неповторимости осуществляется в Лицее посредством реализации:

- индивидуальных образовательных планов обучающихся (в 2013-2014 учеб­ном году в надомной форме обучения - 1 человек);
- индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, создание необходимых условий для самореали­зации личности;
- организации спортивных соревнований, смотров  творчества,  проектной и учебно-исследовательской дея­тельности;
- дифференциации учебного процесса по заказу обучающихся и их родителей, как участников образовательного процесса: профильное обучение физики, химии, биологии, технологии, обучение по программам предпрофессиональной подготовки. Лицей является в своем роде уникальным общеобразовательным учреждением в системе образования муниципального района, так как наряду с общей образовательной подготовкой выпускники получают возможность и предпрофессиональной подготовки. Учитывая социальный заказ, в том числе потребность в кадрах базового предприятия СХПК «Ленинцы», мнение родителей и учеников Программой предусмотрены следующие направления предпрофессиональной подготовки: общественное питание, сельское хозяйство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные  работы;

  1. эффективное сочетание урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования на основе взаимодействия всех  участников образовательного процесса.

Преемственность начального общего, основного общего, среднего  общего образования в МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» заложена методологическим, содержательным единством всех основных образовательных программ и обеспечивается рядом мер, среди которых:
- единство календарного графика образовательного процесса;
- профориентация обучающихся;
- единство требований к инфраструктуре образовательного пространства;
- единство входной и выходной диагностики результатов образования от одного уровня общего образования к другому:
Таблица 1
Виды входных и выходных диагностик:


Уровни
образования

Входная диагностика

Выходная диагностика

Дошкольное общее
образование

  1. мониторинг предметно-развивающей среды каждой группы;

-мониторинг образовательного процесса;

  1. мониторинг здоровья

комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе»

Начальное
общее
образование

комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе»

комплект материалов по оценке индивидуальных достижений обучаю­щихся (личностные, метапредметные и предметные результаты)

Основное
общее
образование

- комплект материалов по оценке индивидуальных достижений обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты)

  1. комплект материалов по оценке индивидуальных достижений обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты) (результаты ГИА)

Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучаю­щимися Лицея посредством:
- открытости информации о системе образования;
- прозрачности процедур зачисления обучающихся в Лицей;
- - включения обучающихся в преобразование внешкольной социальной среды (района, села)и в управление Лицеем для приобретения опыта и раз­вития лидерских качеств;
- создания в рамках внеурочной деятельности и системы дополнительно­го образования кружков и секций, позволяющих компенсировать воз­можные проблемы в обучении, связанные с частым отсутствием болеющих детей на учебных занятиях («Основы смыслового чтения».«Трудные случаи при изучении русского языка», «Трудные случаи при изучении математики» и проч.);
- установления требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала Лицея, обеспечению индивидуализиро­ванного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации.
Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников осуществляется в Лицее посредством создания развитой инфраструктуры внеурочной деятельности, которая позволяет реализовать:
а)   все основные направления развития личности:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к науке, к творчеству и к жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- формирование личностных и метапредметных результатов освоения ООП ООО;
б) взаимодействие Лицея с социальными партнёрами при реализации основной образовательной программы осуществляется системно и на постоянной основе.
Построение системы дополнительного образования в Лицее осуществляется в соответствии с действующим законодательством в области образования. Выявление и развитие способностей обучающихся в Лицее, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей осуществляется через систему секций, студий и кружков, организацию работы научного общества обучающихся «Поиск»,  общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  2. формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  3. ориентацию на достижение цели и основного результата образования -  развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  5. учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  6. разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индиви­дуального развития каждого обучающегося обеспечивается в Лицее посредством дифференциации образовательного процесса по разным основаниям:

Система дифференциации по категориям обучающихся:
- одаренные дети: кружки в системе дополнительного образования, НОУ «Поиск», олимпиады и конкурсы, творческие мастерские и задания;
- обучающиеся, нуждающиеся в комплексной помощи при реализации  Программы: индивидуальная коррекционная работа с детьми, просветительская работа с родителями, кружки в системе дополнительного образования, сопровождение психолога;
- обучающиеся с особыми образовательными потребностями
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности в Лицее - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость. Дифференцированное обучение направлено на выявление задатков и способностей каж­дого обучающегося.
Система дифференциации по целевым основаниям:
- уровневая дифференциация (по уровням усвоения ООП: базовый и повышенный):индивидуальная и групповая дифференциация в соответствии с уровнем выполняемого на уроке предметного задания;
-дифференциация по видам коммуникации: групповая дифференциация на уроке в соответст­вии с видом коммуникации (коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество);
- дифференциация по области инте­ресов: раз­личные кружки: технические, танцевальные, вокальные, спортивные секции, НОУ и др.;
- профильная дифференциация: направления предпрофессиональной подготовки: общественное питание, сельское хозяйство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные  работы (начиная с 8 класса).
Реализация системно-деятельностного подхода осуществляется в Лицее в целостном образовательном процессе, как в рамках учебной, так и в рамках воспитательной деятельности:
- в ходе урочной деятельности в рамках учебного плана Лицея и в ходе занятий в рамках внеурочной дея­тельности;
- в процессе реализации контрольно-диагностических процедур оценки дости­жения метапредметных результатов и в ходе реализации проектной деятельности (участия в общешкольных проектах), в ходе деятельности детской школьной организации «ЮНИТР», в ходе деятельности ученического самоуправления.
Средства реализации системно-деятельностного подхода: моделирование и анализ жизненных ситуаций,использование активных и интерактивных методик.
Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

  1. с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление ко­торой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутрен­ней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный по­знавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоя­тельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициати­ву в организации учебного сотрудничества;
  2. с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможно­стей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учеб­ной деятельности и построению жизненных планов во временной пер­спективе;
  3. с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  4. с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
  5. с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритиче- ской фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подростково­го возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) харак­теризуется:

  1. бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными измене­ниями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появле­нием у подростка значительных субъективных трудностей и пережива­ний;
  2. стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  3. особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  4. процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
  5. обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприим­чивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интен­сивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
  6. сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружаю­щих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
  7. изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевре­менность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адек­ватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.