«Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского на 2014-19г.»
Наименование Программы |
«Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского на 2014-19г.» (далее – Программа) |
Наименование ОО-разработчика |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» |
Юридический адрес учреждения |
361102, Кабардино-Балкарская Республика, Майский муниципальный район, село Новоивановское, улица Ленина, 173 |
Телефон |
(86633) 44-3-43 |
Факс |
44-3-34 |
Адрес сайта |
|
mr-licey7@yandex.ru |
|
Авторы Программы |
Хиврич Е.В.- директор |
Цель Программы |
Обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования |
Нормативно-правовые основы разработки |
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ); |
Сроки реализации |
5 лет - 2014-2019 (уровень основного общего образования) |
Программа |
Решением педагогического совета |
Программа утверждена |
Решением управляющего совета МОУ «Лицей №7 с. имени Шуры Козуб Новоивановского»(протокол №1от29.08 2014) |
Порядок внесения изменений и дополнений |
Изменения и дополнения вносятся в Программу в связи с изменениями нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского». |
Принятые |
Программа, ООП ООО–«Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского на 2014-19г.»; |
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» (далее - Программа) - это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского».
ООП ООО МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» является одним из основных нормативных документов, регламентирующих ее жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования и аккредитации.
Назначение Программы - мотивированное обоснование содержания образовательного процесса, выбора общеобразовательных программ и программ дополнительного образования на уровне основного общего образования.
Программа демонстрирует, как создается модель организации обучения, воспитания и развития школьников, какие новые педагогические технологии и формы обучения применяются в работе с ними, как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности обучающихся, как повышается мотивация их образовательной деятельности.
ООП ООО МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
разработана с учетом потребностей обучающихся, их родителей, общественности и социума.
Школа открылась в 1906 году и считалась церковно - приходской четырёхлетней школой. В 1923 году реорганизовалась в Новоивановскую семилетнюю школу. В1934 году на её основе была организована Новоивановская средняя школа. С 1 марта 1944 года школе присвоено имя Шуры Козуб. С 1 сентября 1968 года школа перешла в новое здание. С 1999 года в школе введено начальное профессиональное обучение по 5 специальностям: тракторист категории BCEF; повар II разряда; облицовщик-плиточник II разряда; машинистка III класса. С 1 января 2001 года школа интегрирована с детским садом «Колокольчик» в единое образовательное учреждение – «Общеобразовательная средняя школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов с. Новоивановского».
В сентябре 2006 года школе был присвоен статус МОУ «Лицей № 7 с. Новоивановского». 15 января 2007 года постановлением главы администрации Майского района № 6 от 15.01.2007 года МОУ «Лицей № 7 с. Новоивановского» был переименован в МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
Звания, награды и поощрения МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»:
В 1999, 2002, 2003 годах школа становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года».
В 2004 году присвоено звание «Академическая школа», получен диплом «Школа высшей категории».
В 2005 году школа награждена дипломом «Школа XXI века».
В 2006 году школа стала победителем национального проекта «Образование», лауреатом Всероссийского конкурса «Школа высшей категории – 2006 года».
В 2006 году школа награждена грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия (за развитие сельскохозяйственной деятельности). В 2007 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа России-2007».
Программа обеспечивает соблюдение преемственности между уровнями общего образования: начального общего и основного общего образования, основного общего и среднего общего образования.
На начало 2014-2015 учебного года в Лицее
- всего обучающихся 1-11 классов – 324, из них:
-обучающихся 1-4 классов – 126;
- обучающихся 5-9 классов – 154;
- обучающихся 10-11 классов – 44;
- всего воспитанников – 150;
- итого обучающихся и воспитанников – 474.
МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» позиционирует себя как открытую для населения с. Новоивановского образовательную организацию, формирующую активную гражданскую позицию личности, осуществляющую образовательную и воспитательную функции на основе взаимной интеграции.
Система воспитательной работы МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» осуществляется на основе взаимодействия Лицея, родителей и учителей. Проводится большая работа по созданию благоприятных условий для наиболее полного раскрытия способностей каждого ребёнка без ограничений и привилегий.
Деятельность Лицея осуществляется в соответствии с Уставом МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» и локальными актами, регламентирующими функционирование различных образовательных структур на основе Закона об образовании и других нормативных государственных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Данная Программа адресована
- обучающимся и их родителям (законным представителям):для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Лицея, для определения сферы ответственности за достижение результатов школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
- педагогам: для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности, соответствии с которым должны осуществлять учебный процесс;
- администрации: для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися Программы, для регулирования взаимоотношений и ответственности субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей) за качество образования
- учредителю: для объективной оценки образовательных результатов деятельности Лицея, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности Лицея.
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования – обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- индивидуальных образовательных планов обучающихся (в 2013-2014 учебном году в надомной форме обучения - 1 человек);
- индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, создание необходимых условий для самореализации личности;
- организации спортивных соревнований, смотров творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- дифференциации учебного процесса по заказу обучающихся и их родителей, как участников образовательного процесса: профильное обучение физики, химии, биологии, технологии, обучение по программам предпрофессиональной подготовки. Лицей является в своем роде уникальным общеобразовательным учреждением в системе образования муниципального района, так как наряду с общей образовательной подготовкой выпускники получают возможность и предпрофессиональной подготовки. Учитывая социальный заказ, в том числе потребность в кадрах базового предприятия СХПК «Ленинцы», мнение родителей и учеников Программой предусмотрены следующие направления предпрофессиональной подготовки: общественное питание, сельское хозяйство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;
Преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования в МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского» заложена методологическим, содержательным единством всех основных образовательных программ и обеспечивается рядом мер, среди которых:
- единство календарного графика образовательного процесса;
- профориентация обучающихся;
- единство требований к инфраструктуре образовательного пространства;
- единство входной и выходной диагностики результатов образования от одного уровня общего образования к другому:
Таблица 1
Виды входных и выходных диагностик:
Уровни образования |
Входная диагностика |
Выходная диагностика |
Дошкольное общее |
-мониторинг образовательного процесса;
|
комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе» |
Начальное |
комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе» |
комплект материалов по оценке индивидуальных достижений обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты) |
Основное |
- комплект материалов по оценке индивидуальных достижений обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты) |
|
Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися Лицея посредством:
- открытости информации о системе образования;
- прозрачности процедур зачисления обучающихся в Лицей;
- - включения обучающихся в преобразование внешкольной социальной среды (района, села)и в управление Лицеем для приобретения опыта и развития лидерских качеств;
- создания в рамках внеурочной деятельности и системы дополнительного образования кружков и секций, позволяющих компенсировать возможные проблемы в обучении, связанные с частым отсутствием болеющих детей на учебных занятиях («Основы смыслового чтения».«Трудные случаи при изучении русского языка», «Трудные случаи при изучении математики» и проч.);
- установления требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала Лицея, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации.
Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников осуществляется в Лицее посредством создания развитой инфраструктуры внеурочной деятельности, которая позволяет реализовать:
а) все основные направления развития личности:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к науке, к творчеству и к жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- формирование личностных и метапредметных результатов освоения ООП ООО;
б) взаимодействие Лицея с социальными партнёрами при реализации основной образовательной программы осуществляется системно и на постоянной основе.
Построение системы дополнительного образования в Лицее осуществляется в соответствии с действующим законодательством в области образования. Выявление и развитие способностей обучающихся в Лицее, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей осуществляется через систему секций, студий и кружков, организацию работы научного общества обучающихся «Поиск», общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Система дифференциации по категориям обучающихся:
- одаренные дети: кружки в системе дополнительного образования, НОУ «Поиск», олимпиады и конкурсы, творческие мастерские и задания;
- обучающиеся, нуждающиеся в комплексной помощи при реализации Программы: индивидуальная коррекционная работа с детьми, просветительская работа с родителями, кружки в системе дополнительного образования, сопровождение психолога;
- обучающиеся с особыми образовательными потребностями
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности в Лицее - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость. Дифференцированное обучение направлено на выявление задатков и способностей каждого обучающегося.
Система дифференциации по целевым основаниям:
- уровневая дифференциация (по уровням усвоения ООП: базовый и повышенный):индивидуальная и групповая дифференциация в соответствии с уровнем выполняемого на уроке предметного задания;
-дифференциация по видам коммуникации: групповая дифференциация на уроке в соответствии с видом коммуникации (коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество);
- дифференциация по области интересов: различные кружки: технические, танцевальные, вокальные, спортивные секции, НОУ и др.;
- профильная дифференциация: направления предпрофессиональной подготовки: общественное питание, сельское хозяйство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (начиная с 8 класса).
Реализация системно-деятельностного подхода осуществляется в Лицее в целостном образовательном процессе, как в рамках учебной, так и в рамках воспитательной деятельности:
- в ходе урочной деятельности в рамках учебного плана Лицея и в ходе занятий в рамках внеурочной деятельности;
- в процессе реализации контрольно-диагностических процедур оценки достижения метапредметных результатов и в ходе реализации проектной деятельности (участия в общешкольных проектах), в ходе деятельности детской школьной организации «ЮНИТР», в ходе деятельности ученического самоуправления.
Средства реализации системно-деятельностного подхода: моделирование и анализ жизненных ситуаций,использование активных и интерактивных методик.
Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритиче- ской фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.