Дорожная карта перехода во ФГОС
МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
Пояснительная записка
Мир вокруг нас кардинально изменился. Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе. Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности.
Начальное общее образование – это первая ступень общего образования. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. Однако в действительности мы часто сталкиваемся с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе испытывают трудности из-за недостаточно сформированных умений:
Отсюда вытекает необходимость создания новых условий, предполагающих формирование помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности. Сегодня школа должна стать проводником социальной адаптации подрастающего поколения. Это значит, что в школе дети не только получают глубокие знания, но и вырастают гражданами Великой страны, готовыми к жизни в новых социальных условиях.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его творческая деятельность, предполагающая развитие ребёнка, должна строиться на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учениками. Поэтому учитель должен отойти от привычной репродукции знаний, от ориентации на среднего ученика и механического заучивания материала. Работа учителя не должна ограничиваться только урочными занятиями и проведением мероприятий.
Стандарты второго поколения обеспечивают стабильность заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемых государством, обществом, семьей и личностью.
Проведя качественный анализ соответствия процесса образования школы современным требованиям, мы пришли к выводу о необходимости внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.
Проблема:
необходимость внедрения ФГОС второго поколения на ступени начального общего образования в МОУ
Сокращения, используемые в проекте:
Цель проекта:
выработать механизмы внедрение ФГОС второго поколения в МОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского».
Задачи проекта:
Аналитико- прогностическое обоснование проекта
Аналитическим обоснованием введения проекта послужило:
Риски:
Дорожная карта
Шаг 1 - Создание Координационного Совета для управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы
Шаг2 - Организация работы по изменению и дополнению образовательной системы школы в связи с введением ФГОС НОО
Шаг 3 - Разработка единичных проектов изменений и дополнений к ООП НОО
Шаг 4 - Методическое сопровождение введения ФГОС НОО
Реализация шага №1
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Организация изучения ФГОС начального общего образования администрацией школы и педагогическим коллективом. |
постоянно |
2. |
Создание Координационного Совета в составе администрации и педагогов начальных классов. |
2010 г |
3. |
Утверждение плана работы Координационного Совета по введению ФГОС |
2010 г |
Реализация шага № 2
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Организационное обеспечение введения ФГОС |
||
1. |
Организация обсуждения проекта Основной образовательной программы начального общего образования |
До 01.09.2010 |
2. |
Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования и федеральным перечнем учебников на 2010-2011 г. |
ежегодно |
3. |
Разработка проекта Основной образовательной программы в рамках введения ФГОС второго поколения |
До 01.09.2010 |
4. |
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождения ФГОС. |
ежегодно |
5. |
Разработка модели организации внеурочной деятельности обучающихся. |
До 01.09.2010 |
Материальное обеспечение введения ФГОС |
||
1. |
Оборудование классного кабинета |
ежегодно |
2. |
Проведение работ по укреплению материально-технической базы школы |
ежегодно |
Реализация шага №3
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Разработка предметных образовательных программ |
ежегодно |
2. |
Разработка модели внеурочной деятельности |
До 01.09.2010 |
3. |
Разработка учебного плана |
До 01.09.2010 |
4. |
Разработка программ УУД |
До 01.09.2010 |
5. |
Разработка программы духовно-нравственного воспитания. |
До 01.09.2010 |
6. |
Разработка программы здорового образа жизни |
До 01.09.2010 |
7. |
Разработка программы коррекционной работы |
До 01.09.2010 |
8 |
Разработка системы оценивания планируемых результатов |
До 01.09.2010 |
9. |
Разработка проекта «Портфолио учащегося» |
До 01.09.2010 |
Реализация шага №4
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Изучение методической литературы по введению ФГОС |
постоянно |
2 |
Организация профессиональной переподготовки администрации лицея и учителей. |
По графику |
3 |
Методическое обеспечение библиотечного фонда |
По графику |
4. |
Организация работы кафедры по введению ФГОС |
постоянно |